Движущиеся тротуары: забытое прошлое или транспорт будущего?
Представьте город, где вам не нужно идти пешком - дорога сама несёт вас вперед, плавно скользя среди улиц и площадей. Эта фантастическая картина могла стать реальностью ещё в XIX веке, когда первые движущиеся тротуары поразили воображение публики на всемирных выставках.
В будущем, в эпоху умных городов и автономного транспорта, забытая технология, возможно, снова станет востребованной. Может быть, именно она станет ключом к удобному, экологичному и быстрому перемещению в мегаполисах завтрашнего дня?
Революционное изобретение, опередившее время
В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго посетители впервые увидели нечто удивительное. Это был движущийся тротуар, проложенный вдоль пирса (см. картинку ниже). Для конца XIX века это была настоящая техническая сенсация, восхитившая публику. Самоходная дорожка, частично оборудованная скамейками, разгонялась до 9 км/ч. Но, увы, часто ломалась, так что испытать этот диковинный аттракцион удалось далеко не всем.
От мечты к реальности: как движущиеся тротуары покорили мир
Еще в 1889 году парижские инженеры пытались создать нечто подобное, однако тогда замысел остался на бумаге. Зато спустя 11 лет, к новой Всемирной выставке, французы представили грандиозное сооружение. Это была движущаяся платформа длиной 3,5 км. Она возвышалась на на 7 метров над землей. Движущаяся дорога не только превзошла скромный чикагский аналог, но и произвела настоящий фурор, став одним из главных чудес инженерной мысли своего времени.
Парижский аттракцион состоял из трех платформ:
Неподвижной — для тех, кто предпочитал идти пешком.
Медленной (4 км/ч) — для перехода с неподвижной на более быструю.
Быстрой (8,5 км/ч) — шириной 2 метра, перемещавшей людей с максимальной скоростью.
Эта система могла одновременно перевозить 14 000 человек, а её пропускная способность достигала 75 000 пассажиров в час- цифры, впечатляющие даже по современным меркам.
Мечта, которая могла изменить города
Идея движущихся тротуаров принадлежала Альфреду Шпееру, запатентовавшему подобную систему еще в 1871 году. Он предлагал создать в Нью-Йорке целую сеть таких дорожек, которые, по его задумке, должны были полностью изменить пешеходное движение.
Но и это еще не все. В начале XX века в США разрабатывали проект подземных траволаторов в тоннелях общей протяженностью 160 км — смелый план, так и оставшийся на страницах истории.
Траволатор на "Спортивной": подземный экспресс XXI века
В сердце Северной столицы, на глубине 60 метров, скрыт настоящий транспортный феномен - 300-метровый траволатор на станции метро "Спортивная". Этот гигантский движущийся тротуар, пущенный в мае 2015 года, ежедневно перевозит до 14 тысяч человек, доставляя пассажиров под руслом Малой Невы на Васильевский остров.
Две независимые ленты быстро несут пассажиров. За месяц этот подземный экспресс перевозит население среднего города – более 430 тысяч пассажиров!
Кто знает, может быть такие траволаторы станут транспортом будущего?
Многослойный поток: как движущийся тротуар может стать городской "артерией"
Представьте реку, где течение нарастает постепенно: у берега - ленивая рябь, на середине - уверенное течение, а в самом центре - стремительный поток, несущий с огромной скоростью. Именно так мог бы работать многоскоростной движущийся тротуар будущего: несколько "полос", каждая из которых движется на 5 км/ч быстрее предыдущей. переход между полосами не представляет проблемы, ведь относительно предыдущего скорость вырастает не сильно. Но абсолютная скорость будет нарастать все выше с каждой полосой.
Выходя из дома, вы ступаете на медленную ленту. Затем, словно переключая передачи переходите на среднюю, и вот так до полосы со скоростью движения 25 км/ч.
Плюсы и минусы движущихся тротуаров
Стоит сказать, что движущиеся тротуары могут быть не рентабельны на больших расстояниях и при низкой загрузке - много энергии будет уходить вхолостую.
Идеальным будет их применения в тех случаях, когда пассажиропоток большой, а расстояния не столь велики.
В отличие от классического общественного транспорта пассажиры могут сходить и заходить на движущийся тротуар, не требуя для этого остановки транспорта. Сходящий пассажир не только не тормозит остальных участников движения, но и может это сделать в любой момент, а не на специальных пунктах-остановках.
Такая система могла бы перевозить десятки тысяч людей в час, превращаясь в "артерию" для пешеходных маршрутов.