Вселенная 25: миф о перенаселении, в который нас заставили поверить
Что на самом деле показала “Вселенная 25” - и почему нам рассказывают другое
Эксперимент "Вселенная 25" Джона Калхуна стал одним из самых известных и цитируемых научных опытов XX века. Его обычно пересказывают в упрощённой форме: мыши жили в изобилии, их численность стремительно росла. Достигнув пика популяция стала деградировать, и колония погибла. На этом месте большинство историй останавливаются, превращая опыт в мрачную иллюстрацию опасностей перенаселения.
Однако за кадром остаются важные факты. Калхун создавал и другие "вселенные", где популяции не погибали, а исход был куда менее драматичным. Более того, сама архитектура "Вселенной 25" во многом предопределяла результат: учёный стремился подтвердить свою теорию "поведенческой гибели" и показать, что перенаселение ведёт к катастрофе.
Такое прочтение оставляет за бортом главное: реальный смысл эксперимента оказался гораздо сложнее и интереснее. В нём скрыты детали и выводы, которые редко упоминают, но которые куда ближе к современным социальным проблемам. Именно о них мы и поговорим в этой статье.
Как выглядел скандальный эксперимент
Калхун построил большую клетку в четыре этажа, где стояли кормушки и поилки. Еды и воды хватало всем, опасностей тоже не было. Но сама конструкция оказалась проблемой. В центре клетки было пусто, а уютных мест для жизни почти не нашлось. Мыши сбивались в углы и возле кормушек, и это только усиливало напряжение.
В какой-то момент рост популяции сменился хаосом. Часть мышей перестала размножаться и вообще выпадала из жизни колонии. Постепенно сообщество вымерло.
Неочевидные факты
➤ Физически мыши были здоровы - они умирали не от голода, а от утраты социальных навыков.
➤ "Смерть духа" предшествовала гибели: мыши теряли способность к обучению и адаптации.
➤ "Beautiful ones" - появились особи, которые следили за собой и выглядели идеально, но не имели никаких социальных функций.
➤ Новые поколения росли без примера родителей: они не знали, как заботиться о потомстве и выстраивать отношения.
➤ Коллапс оказался необратимым: даже когда мышей стало меньше, а свободного места больше, то здоровое поведение не восстановилось и популяция вымерла.
Другие эксперименты, о которых принято умалчивать
Важно понимать, что не все опыты ученого заканчивались катастрофой. В первых экспериментах с крысами, где им дали просторные дворы, всё было куда спокойнее. Популяция росла до определённого уровня и останавливалась. Животные делились на кланы, распределяли территории и существовали вполне стабильно.
В других "вселенных" кризис начинался не сразу, а некоторые группы вообще продолжали жить по привычным правилам. Когда Калхун менял устройство среды, добавлял новые уровни и укромные места, деградация происходила медленнее. Получается, всё зависело от условий, а не от какого-то железного закона природы. Однако, о более ранних экспериментах широко не освещались. А последовательность экспериментов указывает на то, что автор заранее знал какой результат он хочет получить в конце - массовое вымирание в замкнутой среде. Мягко говоря, это бросает тень на Калхуна как на серьезного ученого.
Был ли эксперимент "подогнанным"?
Калхун был сторонником концепции "поведенческой гибели" (behavioral sink) и стремился её продемонстрировать. Архитектура "Вселенной 25" выглядела как специально созданные агрессивные условия, вызывающие сильнейший стресс у мышей.
В центре клетки было пусто и неуютно, удобных и укромных мест почти не было и за них шла борьба (именно этим можно объяснить агрессивность поведения особей, которую часто трактуют как беспричинную). Мыши не могли спрятаться или как-то менять своё пространство.
Получалось, что кризис уже был заложен в самой конструкции. Животные находились на грани условий выживания с самого начала, испытывая постоянны стресс. При этом ученые подавали это как "рай для мышей", что в корне не соответствовало действительности с учетом того факта, что от эксперимента к эксперименту "лагерные" условия мышам создавались все более жесткие. Когда к стрессу от жестких условий добавилось перенаселение, то нервная система грызунов окончательно не выдержала и началось вымирание.
Это был не естественный пример жизни природы, а искусственный эксперимент, где мышей заранее лишили возможности адаптироваться и обрекли на смерть.
Настоящие выводы «Вселенной 25»
Если смотреть глубже, уроки эксперимента совсем иные:
1. Дело не в перенаселении, а в стрессе - в условиях страдания, даже при удовлетворении базовых потребностей, особи теряют интерес к жизни. Подобное мы можем наблюдать у людей: выгорание на стрессовой работе и, как следствие, резкое падение рождаемости (яркий пример - Южная Корея и Япония).
2. Существование без целей и вызовов обесценивает жизнь и убивает мотивацию. Это применимо как в масштабах общества, так и к каждой личности в отдельности.
3. Старшее поколение перестало учить младших, и без передачи опыта новые поколения теряют культуру и навыки (именно поэтому колония не могла восстановиться).
Почему человечеству не грозит сценарий "Вселенной 25"?
Люди отличаются от мышей тем, что умеют сохранять знания и традиции, и навыки не исчезают вместе со смертью того, кто ими обладал (к примеру, хотя пандемий не было 100 лет, и люди пережившие это уже умерли, анти-эпидемические службы не исчезли, и это очень помогло человечеству пережить Covid-19).
К этому можно отнести и созданные человечеством институты, службы, школы, университеты, библиотеки и даже цифровые базы данных. Всё это позволяет накапливать и передавать опыт дальше. Благодаря этому новые поколения не начинают с нуля, а могут опираться на уже готовый фундамент и двигаться дальше. Это и есть наш "социальный иммунитет".
Вселенная 25 - не мрачное пророчество перенаселения, а напоминание о том, насколько важны социальные институты и связи. Настоящий урок опыта в том, что выживает не сильнейший и не многочисленный, а тот, кто умеет создавать и поддерживать социальные структуры, а также сохранять знания.